pavel_pavlenko

Category:

Мертв, но работает

Один из чудесных моментов в ремонте гнилобана заключается в том, что отчаявшись доделать что-то одно, всегда можно лечь на пол и рыдать отложить и заняться чем-то другим. С учётом состояния автомобиля, можно закрыть глаза и взять с полки случайный кусок. Если он не рассыпется в руках, значит его можно попробовать восстановить.

Мотор дворников Кота, с одной стороны, выглядел не сильно лучше остальной машины, но с другой стороны вполне исправно работал. Иногда не выключался, но зато если работал, то буквально сдирал задубевшими щетками стружку с лобового стекла.

Я терзался сомнениями, стоит ли его вообще трогать, или достаточно просто отмыть и положить на полку исходя из священного принципа механиков "Работает - не трогай", но так как механик я не настоящий, а что у него внутри было интересно, я решил заглянуть внутрь одним глазком.

Хорошо, что у меня есть второй глаз, потому что первый после этого вытек.

Я не понимаю, как мотор, находящийся в верхней точке моторного щита может настолько сгнить изнутри. Но ещё удивительней то, что он в таком состоянии работал как ни в чём не бывало. Я так понимаю, благодаря размерам и мощности (по габаритам он со стартер современного авто) он просто перемалывал отваливающуюся хлопьями ржавчину.

Глядя на этот электромотор, для которого даже смерть не являлось преградой, я придумал слоган, как нельзя лучше подходящий для него и остального кугуара.

Несмотря на удручающее состояние  мотора, его активная жизненная позиция вызывала уважение. Поэтому я решил перетряхнуть его.

Перво-наперво я извлёк и вымыл в обезжирке ротор. Он оказался не так плох.

Вслед за ним разобрал редуктор и вымыл из него тонну старой засохшей смазки

Шестерни оказались очень бодрыми, без следов износа - и замены не требовали.

Мелкий крепёж поржавел снаружи, но в целом сохранился неплохо. Резина на сайлентблоках задубела, деформировалась и впитала в себя такое количество грязи, что стала коричневато-серой. Уродливо скомканный поводок массы тоже видел лучшие дни.

Магниты крайне затрудняли извлечение из корпуса ржавчины.

Кривошип живой, просто грязный.

Тоже самое можно сказать и про эти детали.

Чашка крепления к кузову в очень ржавая и грязная. Некогда была оцинкована, но покрытие сохранилось только в нескольких местах. Виброгасящая резинка, к сожалению, мертва - нужно будет придумать, из чего можно сделать новую.

Вооружимся силитом, щётками, терпением - и постараемся вернуть к жизни этот трижды никому не нужный моторчик!

Спустя сутки после вымачивания в силите  корпус практически полностью очищается от ржави. Но вот незадача - начинает покрываться коричневой плёнкой буквально на глазах, несмотря на промыку обезжиркой и вдшку. Ну ладно, к ней мы ещё вернёмся!

Чашка после силитовых ванн словно сбросила десяток лет!

Ещё круче силит подействовал на сайлентблоки.

Они не только стали мягкими, эластичными и упругими после силита, но после обработкой WD-40 подразбухли и стали вообще как вчера выпущенные. Кстати, обратите внимание на забавный эффект - серая пластиковая пластинка после вымачивания в силите поменяла цвет на насыщенный синий и стала выглядеть даже круче прежнего, словно закаленный металл. Поводок массы тоже очистился, но, к сожалению, силит лишь помог обнажить его убогость. Поэтому он был выпрямлен, образмерен и отправлен на свалку истории, а вместо него при помощи лазерного станка был изготовлен новый.

Крепёж, втулки сайлентблоков и пружинку я после очистки замеднил (про это чуть позже расскажу отдельно)

Впечатленный успехами силита, я решил очистить им и кривошип.

Опытные люди: Не чисти силитом ничего алюминиевого!

Паша: всё равно чистит.

Силит: заливает всю комнату, всю квартиру, всю Москву пеной.

Паша:

В общем, из-за своих химических свойств люминь настолько активно и бурно вступает в реакцию, что буквально закипает, а поверхность начинает покрываться тёмным налётом и поджираться. Пришлось экстренно извлекать его из остатков силита и чистить традиционным методом.

Корпус редуктора я тоже чистил щётками и подручными средствами, которые могли подлезть в труднодоступные места, коих было крайне много. Алюминий окислился, покрылся белым налётом, а в многочисленных впадинах было изрядно засохшей маслянистой грязи. У меня ушла уйма времени на то, чтобы привести его в приличный вид, но вышло неплохо.

Пластиковые крышки после мытья стали выглядеть получше.

Я всё гадал, почему на мотор дворников идёт ажно две фишки по три провода. Мотор двухскоростной, одна фишка питающая, идёт на заднюю крышку - здесь всё понятно, она подаёт плюс на одну или две щётки. Но зачем там ещё одна фишка на крышке редуктора?

Оказывается, под ней скрывается вот такая конструкция из качалки, замыкающей и размыкающей контакты. Поразмыслив с товарищем, мы поняли её предназначение - это... доводчик дворников!

Безмозглый моторчик, конечно же, не имеет никаких датчиков или контроллеров для того, чтобы отследить положение дворников в момент их выключения. Но Инженеры ФоМоКо решили эту проблему остроумным способом.Одна из шестерней в редукторе соединяется с этой качалкой. Она устроена таким образом, что во всех положениях дворников, кроме нижнего, замыкает питающие дорожки, и если вы выключите дворники в момент их взамаха они всё равно опустятся вниз, качалка встанет ровно, контакты разомнкутся и только тогда мотор выключиться. Не знаю почему, но я прямо радуюсь, когда чисто электронные в современном мире функции в прошлом были реализованы чисто механически, подчас неожиданно и даже элегантно. Американский автопром изобилует такими решениями - пусть не все из них прижились, а многие опередили время, очень круто, что люди находили способы реализовать подобные идеи в середине прошлого века, при помощи имеющихся средств.

Но вернёмся к крышкам. Как видно на фотографиях выше, они имели несколько дефетов. Но не бывает неустранимых повреждений, бывает мало клея и соды!

У этой крышки я восстановил бортик.

Круглая имела обгрызенный край.

Новое резиновое кольцо для корпуса мотора я подобрал без проблем, а вот прокладка под крышку редуктора была очень хитрой формы. К сожалению, она рассыпалась в пыль, поэтому шаблон пришлось делать из толстого медного провода.

По нему я из куска масло-бензостойкой резины вырезал новое уплотнение.

Количество очищенных от грязи и хтонического ужаса элементов моторчика росло с каждым днём.

Когда, наконец, оно достигло критической отметки, я отправился в мастерскую. Там мы, предварительно закры магниты крышкой, слегка обдули копус и крышку мелким купером для лучшей адгезии - и закатали в полиуретановую краску.

Пришло время финальной сборки! Добавив в редуктор свежей смазки и добавив на свежие резиновые прокладки немного герметика, сверяемся с мануалом и соединяем кучку разрозненных деталей в единое целое.

Финальный штрих - наклейка, которую я придумал для этого моторчика в процессе ремонта.

Из-за положения моторчика маловероятно, что кто-то кроме меня (и читающих эти строки) будет знать о ней, но мне греет душу сам факт её существования.

Теперь есть хотя бы один полностью законченный кусочек кугуара, который отправится на полку - ждать своего часа. Мне было приятно вернуть этому грязному и ржавому куску форда если не новый, то хотя бы приятный глазу вид. Спасибо за внимание, оставайтесь с нами. 

UPD: Коля Дихтяренко подогнал более благородную версию лого из поста:


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.